Сентябрь 21, 2019 14:31
024.by / Политика / Какие изменения внесут в закон о деятельности партий
© Sputnik Владимир Жданович

Какие изменения внесут в закон о деятельности партий

Общественное обсуждение законопроекта «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений» проходило с 12 июля по 2 августа на правовом форуме Беларуси.

Ряд изменений планируется внести в законопроект «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений «по итогам общественного обсуждения, об этом сообщила начальник управления по вопросам некоммерческих организаций Министерства юстиции Беларуси Елена Кириченко в ходе круглого стола в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь.

По ее словам, данный законопроект никак не связан с предстоящей выборной компанией.

«Мы его планировали еще в прошлом году, он вошел в план законопроектов, который утвержден указом президента. Мы планомерно периодически вносим изменения в законодательство об общественных объединениях и политических партиях, и после последнего внесения изменений прошло довольно-таки много времени – более 5 лет», – пояснила представитель Минюста.

Она отметила, что на этот день в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий и около трех тысяч общественных объединений. Когда готовился этот законопроект, Минюст создал рабочую группу, в которую вошли представители политических партий и общественных организаций. Основные концептуальные моменты обсуждались на заседаниях рабочей группы, а после законопроект был подготовлен, направлен на согласование в госорганы и вынесен на общественное обсуждение на правовом форуме Беларуси.

По итогам общественного обсуждения прошло еще одно заседание рабочей группы, где ее участники обсудили все полученные предложения. Часть из них войдет в итоговый документ.

Список предложенных изменений

В законопроекте предусмотрен целый ряд изменений, касающихся деятельности политических партий и общественных объединений.

«Мы уменьшаем минимальное количество учредителей и членов политической партии и общественных объединений. Если на сегодняшний день политическая партия должна иметь не менее 1 тысячи учредителей, то в данном законопроекте предусмотрено уже 800. Также мы предлагаем уменьшить количество учредителей и членов республиканских общественных объединений с 50 до 40», – рассказала Кириченко.

Еще одно нововведение – расширение территории деятельности для местного общественного объединения. Сейчас такое объединение может действовать в пределах территориально-административной единицы, которую оно заявило. «В данном законопроекте предусмотрено, что оно сможет осуществлять деятельность на всей территории Беларуси», – отметила она.

Также упрощается процедура регистрации политических партий и общественных объединений: они смогут подавать документы в электронном варианте или на бумажном носителе по своему желанию.

«Сейчас для регистрации изменений и дополнений в свои уставы они должны подать документы на бумажном носителе. Но мы переходим на электронный документооборот, поэтому мы посчитали, что будет оправдано предоставить возможность общественным организациям и политическим партиям подавать документы в электронном виде», – подчеркнула представитель Минюста.


© SPUTNIK ВЛАДИМИР ЖДАНОВИЧ
Сегодня в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий и около трех тысяч общественных объединений

Планируется отменить госрегистрацию отдельных видов символики – значка, вымпела, гимна и галстука. Предусмотрена возможность иметь юридический адрес общественного объединения и его организационных структур по месту работы руководителя.

«Изначально мы планировали, что это будет и у политических партий, но рабочая группа сошлась во мнении, что это неприемлемо. В законопроекте она есть, но когда мы будем дорабатывать, мы ее исключим», – заявила Елена Кириченко.

По словам заместителя начальника управления по вопросам некоммерческих организаций Министерства юстиции Беларуси Алексея Печкурова, еще одно предложенное в законопроекте новшество – возможность проведения заседаний высших руководящих органов политических партий и общественных объединений в режиме видеоконференции, с использованием мессенджеров или сети интернет.

Также предусматривается в проекте закона норма о том, что решения выборных органов общественных объединений и политических партий могут быть обжалованы в судебном порядке.

«В настоящее время судебная практика не является устоявшейся, зачастую суды принимают жалобы на действия органов общественных объединений, зачастую они отказываются принимать и обосновывают это тем, что это не их подсудность», – отметил он.

Для учредителей местных общественных объединений исключается требование о том, что они должны проживать на территории двух либо более районов территории, на которую будет распространяться деятельность этой организации. «Это является облегчением условий для создания и деятельности местных общественных объединений», – убежден Печкуров.

Что не войдет в итоговый документ?

Есть моменты в законопроекте, которые по результатам общественного обсуждения и диалога рабочей группы хотят исключить. Так, бурные обсуждения вызвал пункт предложенного законопроекта об ограничении зарплат работников общественных объединений в размере 40% от их доходов.

«Мы обсудили это и в Минюсте, и на заседаниях рабочей группы, и приняли решение, что мы этот пункт, скорее всего, исключим из законопроекта», – отметила Елена Кириченко.

Вероятно, из законопроекта также будет исключен пункт о выдаче свидетельства о государственной регистрации для общественных объединений.

«Это предложение поддержала большая часть опрошенных нами участников обсуждения. Мы думали, что исключим выдачу свидетельства и для политических партий, но они пока завязаны на избирательном кодексе», – заключила представитель Минюста.

Гармонизация законодательства в рамках Союзного государства

Отвечая на вопрос о гармонизации белорусского и российского законодательства о деятельности общественных объединений и политических партий в рамках Союзного государства, Елена Кириченко отметила, что острой необходимости в этом нет.

«Мы считаем, что у нас довольно-таки гармоничное законодательство по общественным объединениям и политическим партиям. Если Российская Федерация посчитает нужным что-то взять из нашего законодательства и перенести в свое, это будет довольно-таки неплохо. Какие-то моменты, которые есть в российском законодательстве, мы и сейчас учитываем или не учитываем», – пояснила она.

Представитель Минюста подчеркнула, что гармонизация не подразумевает полное совпадение законодательств того и другого государства в данной сфере.

«Оно должно как-то соотноситься друг с другом, не противоречить. Перспективы есть и возможности тоже, но каждая страна смотрит, какое законодательство ей нужно в этой сфере», – подытожила Кириченко.

Другие участники круглого стола также считают, что пока вопрос о гармонизации законодательства в этой сфере между Беларусью и Россией не стоит. Это в том числе связано и с различиями избирательных систем двух стран.

Полную версию обсуждения законопроекта «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений» в ходе круглого стола в МПЦ Sputnik смотрите на YouTube-канале.

Источник: Sputnik.by

Telegram-канал 024.by   Канал 024.by в Яндекс Дзен
Загрузка...

Может быть интересно

Макей примет участие в Генассамблее ООН

Запланировано выступление главы белорусского МИД на заседании высокого уровня Совбеза ООН, посвященном роли сотрудничества ООН …

X